Часто задаваемые вопросы по АВТОЖИРАМ:

1. Могу ли я научиться летать на автожире самостоятельно?
2. Я – опытный пилот самолета\вертолета\дельталета\! Я нуждаюсь в обучении?
3. Где я могу научиться летать на автожире?
4. Какой длины необходимо иметь взлетно-посадочную полосу для автожира?
5. Можно ли приземлиться на автожире вертикально?
6. На какую максимальную высоту может подняться автожир?
7. Какое аэродинамическое качество имеет автожир?
8. Можно ли сделать ремонт самостоятельно?
9. Могу ли я заменить части или агрегаты автожира на другие?
10. Какой ресурс автожира?
11. Должен ли я регистрировать автожир?
12. Трудно ли установить или снять ротор автожира?
13. Можно ли использовать автожир в сельхозавиации?
14. Автожир – это действительно безопасный летательный аппарат?
15. Какие приемущества имеет автожир перед самолетом или дельталетом?
16. Что происходит, если в полете случился отказ двигателя?
17. Нуждается ли автожир в предварительной раскрутке ротора перед взлетом?
18. Какие опасные явления могут произойти с автожиром в полете?

 

1. Могу ли я научиться летать на автожире самостоятельно?

НЕТ! Не делайте этого!
Мы настаиваем на том, чтобы наши клиенты получили обучение от квалифицированного инструктора – это абсолютное требование, если Вы относитесь к авиации серьезно.
На автожирах не трудно летать, но они имеют уникальные характеристики и, если они не были представлены Вам должным образом, есть высокая вероятность, что Вы можете быть смертельно ранены!
Существуют несколько допущенных к обучению пилотов автожиров.
Стандартная программа обучения расчитана на 15…20 часов полета и, примерно 1800…2000 у.е. по стоимости. Это может показаться большой суммой денег, но в какую сумму Вы оцениваете Вашу жизнь? Кроме того, большинство пилотов, которые учились летать на автожирах самостоятельно ( оставшиеся в живых ), ломали по крайней мере один набор лопастей ротора. Стоимости даже одного набора лопастей ротора хватило бы, чтобы заплатить за обучение. Стоит ли экономить на обучении?


2. Я – опытный пилот самолета\вертолета\дельталета\! Я нуждаюсь в обучении?

Да! Автожир – отличный от вышеуказанных летательных аппаратов тип и требует привыкания. Однако, если у Вас имеется небольшой опыт, скорее всего Вы начнете летать самостоятельно быстрее, чем курсант не имеющий опыта полетов.

3. Где я могу научиться летать на автожире?

Мы сразу же сообщим, какие варианты обучения могут быть доступны - звоните, пишите. 

4. Какой длины необходимо иметь взлетно-посадочную полосу для автожира?

Это зависит от большого количества переменных. Состояние полосы, погодные условия, какая установлена система раскрутки ротора перед взлетом. Но это примерно от 35 до 150 м. Хотя при посадке он может остановиться в пределах собственных габаритов.

5. Можно ли приземлиться на автожире вертикально?

НЕТ! В отличие от вертолета, автожир не может этого сделать. Можно выполнять спуск практически вертикально имея определенный запас высот ( парашютирование), с выводом на снижение. Но это относится к обучению пилотирования автожиром. См. вопрос 1.   При встречном ветре, около 7..8 м/с, возможна посадка вертикально, с высоты 0,5.... 1 м.

6. На какую максимальную высоту может подняться автожир?

Максимальная высота, на которую может подняться автожир, на большинстве автожиров не проверялась. Но ограничение, для аппаратов с негерметизированной кабиной, имеется. Это 4000 м. Абсолютный рекорд подъема на максимальную высоту принадлежит аппарату типа DOMINATOR. На нем были установлены кислородное оборудование и приспособленный для высотных полетов двигатель. Высота была порядка 8000 м. Обычно же, полеты производятся в диапазоне высот от 50 до 2000 м.

7. Какое аэродинамическое качество имеет автожир?

Аэродинамическое качество автожира равно от 3,5 до 4,5, в зависимости от модели. Это значит, что с высоты 1000 м при выключенном двигателе и штилевых условиях Вы сможете пролететь от 3500 до 4500 м. Это в значительной степени стандартная величина для большинства автожиров.

8. Можно ли сделать ремонт самостоятельно?

Да, если Вы имеете определенный опыт таких работ и, Вы гарантируете качество сборки (замены) каких-либо частей (агрегатов).

9. Могу ли я заменить части или агрегаты автожира на другие?

Мы не рекомендуем этого делать. Автожир имеет определенный стандарт и по этому стандарту выдается свидетельство летной годности. Однако мы приветствуем все предложения по усовершенствованию конструкции автожира и будем счастливы получить сообщения по E- mail.

10. Какой ресурс автожира?

Ресурс аппарата складывается из 3-х основных показателей:

1. Ресурс ротора ( не менее 1000 часов по неофициальному заявлению фирм производителей ). Хотя предполагают до 2000 часов. В любом случае это должно быть проверено.

2. Ресурс собственно конструкции ( не менее 1000 часов ). Может быть продлен в зависимости от состояния.

3. Ресурс двигателя. В этой позиции все зависит от применяемого Вами двигателя.

Для двухтактных двигателей межремонтный ресурс порядка 300 часов ( 900 часов общий). Для четырехтактных б\у ( после переборки ) остаточный ресурс – от 700 до 1000 часов. Для новых межремонтный ресурс – порядка 700...1000 часов.
Межремонтный ресурс авиационных двигателей ROTAX и LYCOMING - 2000 час.
Хотя фактический ресурс автожира зависит от многих факторов: условия эксплуатации, хранения, полета, погодные и климатические условия и т. д. . Каждому полету должен предшествовать тщательный предполетный осмотр. Контролировать основные системы по крайней мере каждые 100...200 часов налета.


11. Должен ли я регистрировать автожир?

В России - ДА! Полеты на данном типе летательных аппаратов (ЛА) регулируются Федеральными Авиационными Правилами (ФАП) под наименованием СЛА ( автожиры Воробей и Ворон-02м) или Единичные Экземпляры Воздушных Судов (ЕЭ ВС) (автожир Патруль) и, в зависимости от взлетного веса, могут быть зарегистрированы и освидетельствованы как СЛА - в Объединенной Федерации СверхЛегкой Авиации ( ОФ СЛА ), как ЕЭ ВС - в одной из трех, существующих в нашей стране организаций.
В любом случае мы можем помочь Вам сделать это.


12. Трудно ли установить или снять ротор автожира?

НЕТ!
Обычно для этого достаточно 2-х человек. Весь процесс занимает не более 20…30 минут. Дополнительное оборудование – небольшая стремянка.

13. Можно ли использовать автожир в сельхозавиации?

Большинство автожиров не имеют данной версии. Хотя, учитывая уникальные возможности и, при небольших доработках ( установка хим. навески и хим. бака ), автожир может быть приспособлен для работы в сельхозавиации. Мы приветствуем запросы на модернизацию автожиров.

14. Автожир – это действительно безопасный летательный аппарат?

Давайте сразу честно определимся: Вы всегда должны понимать, что Вы идете на дополнительный риск, если Вы хотите летать! Большинство начинающих пилотов автожиров полагает, что их аппарат будет очень безопасен и даже превосходящим, по многим показателям, обычные самолеты и дельталеты. Это так. Но много обычных пилотов имеют отрицательное впечатление от автожиров. Простой факт: большинство аварий и катастроф случается с людьми, которые пытаются самостоятельно научиться летать. Это особенно касается опытных пилотов самолетов или вертолетов, которые уверены, что можно легко, управлять таким простым аппаратом, как автожир! Фактически на автожире нетрудно летать, но он – особенный, уникальный аппарат, поэтому обучение существенно. Основные принципы безопасного автожира действительно весьма просты:

НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ С КВАЛИФИЦИРОВАННЫМ ИНСТРУКТОРОМ!
ОСМАТРИВАЙТЕ ВАШ АВТОЖИР ДО ПОЛЕТА.


На аппарате все механизмы и агрегаты очень легко осмотреть! Инциденты и несчастные случаи - не случайны вообще. Проблема в том, что пилот не уделил должного внимания на те или иные места, особенно изношенные.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЧЕТКО ПРЕДСТАВЛЯТЬ СЕБЕ ВОЗМОЖНОСТИ АВТОЖИРА, ЗНАТЬ ЕГО ЛЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, А ТАКЖЕ СВОИ ЛИЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.

Каждый раз, выполняя полет, Вы должны оценивать воздушную обстановку, погодные условия и Ваше собственное самочувствие и настроение. Ваши способности как пилота будут расти с опытом, но это - процесс постепенный, который не должен искусственно ускоряться.

15. Какие приемущества имеет автожир перед самолетом или дельталетом?

1. Самые очевидные : ветер и турбулентность. Принимая равные условия мастерства пилотов, автожир способен справиться с этими явлениями непременно лучше, чем любой другой аппарат.
2. Автожир имеет более широкий диапазон скоростей: как правило это от 25 до 150 км\час, в зависимости от модели, загрузки и мощности двигателя.
3. Если Вы выбираете аппарат, чтобы его часто контролировать в полете, то Вам нужен не автожир. Если Вы желаете отдыхать и осматривать красивую панораму, открывающуюся сверху – автожир это, то, что будет отвечать Вашим потребностям.
4. Для посадки автожира, при наличии определенных навыков, достаточно места, соизмеримого с размерами самого аппарата.
5. Маневры, которые способен выполнить автожир в воздухе, под силу разве что вертолету. Разворот на 180 градусов - около 3 сек. Движение боком, зависание и, даже движение назад ( при небольшом ветре 5…6 м\с ).
6. Меньшее время для подготовки к полету и транспортировке.
7. Не имеет срывных характеристик. Такая, как потеря скорости, для самолетов и дельталетов, как правило приводит к сваливанию на крыло и, при недостаточности высоты - к катастрофе. При полете на автожире, это характеризуется просадкой аппарата и, при естественной реакции пилота, легко исправляется даже на малых высотах.
Это основные приемущества, однако, при наличии достаточного опыта, возможно, Вы узнаете ещё много интересного о Вашем автожире.


16. Что происходит, если в полете случился отказ двигателя?

Будьте уверены – это одна из областей, где автожир превосходит другие летательные аппараты. Лопасти Вашего автожира будут продолжать вращаться и поддерживать полет. Угол снижения Вашего аппарата будет значительно большим, чем у самолета или дельталета, поэтому Вы должны выбрать место приземления раньше, чем пилот другого аппарата. Более крутой угол подхода автожира компенсируется двумя факторами – автожир способен войти в область, которая была бы мала для самолета или дельталета, автожир может выполнить приземление практически на нулевой скорости. Это значит, что Вы можете посадить автожир там, где самолет или дельталет обязательно имел бы поломки.

17. Нуждается ли автожир в предварительной раскрутке ротора перед взлетом?

В принципе – ДА. Предварительная раскрутка ротора перед взлетом значительно сокращает длину разбега автожира. В зависимости от того, какая система раскрутки у Вас стоит, Вы можете получить ту или иную длину разбега. Наибольшую длину разбега имеют автожиры оснащенные электрической системой раскрутки. Механическая система раскрутки гибким валом обеспечивает автожиру относительно коротки разбег, порядка 60..150 м, в зависимости от загрузки аппарата. Здесь, также играет роль фактор: при какой силе ветра производится взлет. Достаточно ветра 10 м\с, чтобы не потребовалось включение большинства из имеющихся на рынке систем предварительных раскруток.

18. Какие опасные явления могут произойти с автожиром в полете?

СИЛОВОЙ КУВЫРОК ( РРО или Power Push Over ). В полете на автожир действуют сила тяги маршевого винта и подъемная сила ротора. Если линия тяги маршевого винта находится не на одной линии с центром масс Вы, при определенных условиях, имеете возможность столкнуться с РРО.
НЕ ВЫПОЛНЯЙТЕ ПОЛЕТЫ ПРИ ОКОЛОНУЛЕВЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПЕРЕГРУЗКАХ!
При выходе, после выполнения горки, до пoлной потери скорости, Вы можете завесить аппарат, а значит перегрузка будет равняться нулю, при этом ротор теряет наступающий поток воздуха. В этой ситуации ротор разгружается, т.е. теряет обороты и, если двигатель работает в максимальном режиме и, линия тяги маршевого винта находится не на одной линии с центром масс данного автожира, происходит СИЛОВОЙ КУВЫРОК менее, чем за одну секунду. Реакции пилота при этом, явно не достаточно. Это, как правило, приводит к катастрофе. Современные модели автожиров мало подвержены таким явлениям, т.к. спроектированы с учетом известных особенностей. При попадании в такую ситуацию автожир начинает проседать( парашютировать ). У Вас будет время для набора скорости и выхода из опасных режимов. Если Вы приближаетесь к РРО – немедленно сбросьте обороты двигателя! При выходе на нормальный режим, действуйте согласно плану полета.
ПРОДОЛЬНАЯ РАСКАЧКА, СПРОВОЦИРОВАННАЯ ПИЛОТОМ ( PIO или Pilot Induced Oscillation ). Обычно вызвана задержкой реакции пилота. Обычно происходит у неопытных пилотов. При полете в турбулентной атмосфере возможны некоторые продольные колебания аппарата, при этом пилот пытается их исправить. Но, имея необходимую площадь стабилизатора и его местоположение, это явление имеет возможность перейти в обычный режим полета.

По всем вопросам обращайтесь:


E-mail: gyrolet@yandex.ru
Тел.: 89140009284
          89501278812
          г. Ангарск,
          Иркутская обл.